Foto: Shutterstock

В октябре 2012 года правительство Латвии после бурных дискуссий приняло Национальный план развития на 2014-2020 годы (НПР), нацеленный на "экономический прорыв". Как выяснил портал Delfi, многие постановленные в плане цели оказались утопическими и не будут достигнуты.

Надведомственный координационный центр (НКЦ; Pārresoru koordinācijas centrs) охарактеризовал НПР2020 как государственный "бизнес-план" и "общественный договор", в котором определено, что государство обязуется сделать до 2020 года и чего ожидает от общества. 2017 год — это срок средней оценки шестилетнего плана, к которому должны быть достигнуты ряд целей.

Портал Delfi изучил показатели и пришел к выводу, что хотя некоторые достижения превосходят обозначенные в плане цифры, большинство ожиданий не оправдались. То, что многие цели НПР слишком амбициозны, признает и премьер-министр Марис Кучинскис. Тем не менее он считает, что разрабатывать план нужно и на следующий период — только конкретнее, с четкими заданиями, сроками и ответственными за их выполнение.

Предлагаем ознакомиться с целями НПР2020, которые останутся нереализованными, и целями, которые достигнуты, а также с оценками экспертов.

Надежды связаны с деньгами

Foto: Shutterstock

В 2012 году тогдашний премьер-министр Валдис Домбровскис сказал, что НПР будет выполнен, если удастся сохранить финансирование. Однако следящий за реализацией плана Координационный центр по итогам промежуточной оценки в 2015 году сообщил, что во многих областях цели не достигнуты.

Оценка выполнения плана проводится каждые два года. В этом году НКЦ подаст доклад Сейму о том, чего удалось достичь за половину срока действия НПР2020. Представитель Центра Элина Крузкопа сказала порталу Delfi, что уже сейчас известны цели, достичь которых трудно. Например, чтобы доля добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составляла 18% от внутреннего валового продукта (ВВП), а инвестиции в научные исследования и разработки составляли 1,5% от ВВП. Эти вопросы обсуждаются с министрами и Советом национального развития, а также с межведомственными координационными группами.

Девять нереальных целей

Foto: DELFI

Исходя из информации НКЦ, оценок экспертов и публично доступных данных, не будут достигнуты следующие цели Национального плана развития на 2014-2020 годы:

Вклад обрабатывающей промышленности в ВВП (%)

В 2017 году он должен составлять 18%, а в 2020 году – уже 20%. В 2011 году, показатели которого считаются для плана базовыми, вклад обрабатывающей промышленности в ВВП составлял 14,1%.

По словам экономиста Улдиса Осиса, в год разработки НПР2020, в 2012-м, вклад обрабатывающей промышленности в ВВП уже снизился до 11,8%. А, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ), в 2015 году этот показатель уменьшился до 11,5%. Поэтому маловероятно, что к 2020 году он достигнет 20%.

В то же время Осис предлагает решить, действительно ли этот показатель так важен, потому что у Латвии в этой области нет сравнительно серьезных преимуществ. Подобного мнения придерживается и пресс-секретарь премьера Андрейс Вайварс, который указывает, что в последние пять лет доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 12-13%, и стремительного прироста не ожидается.

Число новорожденных

Согласно прогнозу, число новорожденных в этом году должно достичь 27 000, но данные ЦСУ свидетельствуют, что с 2011 года, в котором родилось 18 825 детей, этот показатель рос незначительно. В 2015 году родилось 21 979 детей. Таким образом, запланированное число не будет достигнуто.

Риск бедности

Рост индекса риска бедности среди работающих латвийцев в возрастной группе от 18 до 64 лет планировалось снизить с 9,5% в 2010 году до 6,5% в этом году. Но, по данным ЦСУ, в 2015 году этот индекс составлял 8,5%, а в 2014 году – 9,4%. Самым низким за последние годы он был в 2013 году – 8,3%.

Пассажиропоток аэропорта Rīga

Международный аэропорт Rīga в начале этого года сообщил, что в 2016 году достиг рекордного пассажиропотока, обслужив почти половину авиапассажиров в странах Балтии – 5,4 млн человек, или почти на 5% больше, чем в 2015 году. В этом году также ожидается рекорд — 5,6 млн. Однако целью НПР на 2017 год было 7,3 млн пассажиров.

Грузооборот в крупных портах

В крупных латвийских портах (Рига, Вентспилс, Лиепая) в 2011 году было перевалено 67,4 млн тонн грузов, на этот год в НПР запланировано 98 млн тонн, а на 2020-й — 116 млн тонн. Однако статистика Министерства сообщения свидетельствует, что в последние два года объемы перевалки падают, и в прошлом году результаты оказались слабее, чем в 2011-м — всего 61,6 млн тонн. Причина известна: из-за санкций против России ряд ее грузов был перенаправлен в собственные порты.

Между тем представитель премьера Андрейс Вайварс подчеркивает, что правильнее было бы учитывать доходы от грузов, а не их количество. Например, перевалку угля можно заменить интермодальными контейнерными перевозками, которые выгоднее.

Доля жителей в Рижском регионе

По прогнозу НПР2020, доля населения Латвии, проживающего в Рижском регионе, будет меньше 50%, однако уже сейчас она превышает 50%, с тенденцией к увеличению, отмечает Вайварс.

Естественный прирост численности населения

Цель — к 2020 году выйти на ноль, то есть чтобы число умерших не превышало числа родившихся. Кучинскис признает эту задачу неосуществимой: "Пожилых людей сейчас гораздо больше, чем жителей детородного возраста. Даже существенно снизив смертность и увеличив рождаемость, мы сможем лишь только приблизиться к цели. В 2015 году этот показатель составлял -6500".

Продуктивность обрабатывающей промышленности

В 2011 году – 7595 латов (10 807 евро), в 2014 году – 12 994 евро, в 2017 году запланирован прирост на 28,5% – до 15 794 евро.

По словам экономиста Осиса, достижение этой цели под вопросом, так как с 2011 по 2015 год рост продуктивности обрабатывающей промышленности (добавленной стоимости относительно одного работника отрасли или единицы капитала) составил лишь 10,5%. "Но в 2020 году Латвия может приблизиться к этой цели, потому что, в сравнении с другими странами ЕС, прирост продуктивности экономики Латвии один из высочайших", - отметил Осис.

Инвестиции в науку

То, что к 2010 году инвестиции в научные исследования и разработки не достигнут 1,5% от ВВП, признают и в координационном центре. По предварительным данным Eurostat, в 2015 году этот показатель в Латвии составлял 0,63%. Более отсталые в этой сфере только Румыния и Кипр.

Что достигнуто?

Foto: LETA

В то же время несколько целей НПР уже достигнуты или даже превзошли план:

Интернет

Планировалось, что доля домохозяйств с доступом к интернету в этом году достигнет 75%, а к 2020 году — 80%, но, по данным ЦСУ, в 2016 году интернет был в 77,3% домохозяйств, и в этом году также отмечен стабильный рост.

Асфальтирование дорог

При всей критике состояния дорог в стране есть и отдельные достижения. Например, планировалось, что в 2017 году доля региональных дорог с асфальтовым покрытием достигнет 81% (в 2009 году было 75,4%). Как заверили в Latvijas valsts ceļi, в 2016 году 84% региональных дорог уже были с асфальтовым покрытием; такой же показатель сохранится и в этом году.

Doing Business

В 2011 году Латвия занимала 21-ю позицию в индексе Doing Business, а в 2017 году поднялась на 17-е место. В свежем рейтинге Всемирного банка (ВБ) Doing Business Латвия оказалась на 14-м месте, но ВБ подчеркивает, что этот рейтинг не точно приближен к результатам Doing Business 2016, потому что изменилась методология. И если применить новую методологию, то в 2017 году Латвия заняла бы 17-е место.

Конкурентоспособность

В 2011 году Латвия в Глобальном индексе конкурентоспособности была на 64-й строчке (всего оценивалось 138 стран). В 2017 году планировалось подняться на 53-е место, но опубликованное прошлой осенью исследование свидетельствует, что Латвия заняла 49-е место (годом ранее — 44-е).

Новые фонды ЕС – новый план

Foto: Publicitātes attēli

Руководитель исследовательского центра Certus Вячеслав Домбровский напомнил порталу Delfi, что НПР составлялся с учетом европейских требований — это было предварительным условием получения денег из фондов. И с началом нового процесса освоения еврофондов НПР утратил свое значение.

"Часто ли чиновники употребляют фразу "экономический прорыв"? НПР так и не стал реальным документом планирования", - говорит Домбровский, добавляя, что это и не так плохо, потому что с точки зрения экономики НПР — "сборник шаблонов и клише". Например, в нем фокусируются на промышленности, тогда как в последние годы практически рывок наблюдается в секторе экспортных услуг.

В свою очередь член правления Латвийской торгово-промышленной палаты Катрина Зариня обращает внимание на пункты плана, связанные с предпринимательской средой. "Довольно трудно прогнозировать, какие цели будут достигнуты, но сейчас заметна тенденция, что государство вкладывает средства еврофондов в улучшение научно-исследовательской инфраструктуры, способствуя доступу к ней частных коммерсантов и увеличению объема их инвестиций", - отмечает она. Также наконец начат пересмотр налоговой системы, утвержден План улучшения предпринимательской среды.

Ну а наибольшие опасения вызывает обеспечение конкурентоспособности цен на электроэнергию. "Есть цель увеличить долю промышленности в ВВП, и затраты на электроэнергию — важный компонент расходов, но есть и очень амбициозные цели энергоэффективности. Правда, до сих пор неясно, как это повлияет на цену для конечного потребителя и поможет достижению целей, сказала Зариня.

Без реформ на развитие можно не надеяться

Foto: LETA

Экономист Улдис Осис подчеркивает: главная цель НПР2020 звучит как "Экономический прорыв — для роста благосостояния каждого жителя и страны", и в качестве одного из важных показателей обычно учитывают объем ВВП на душу населения. Несмотря на то что в плане нет конкретных цифр, судя по прогнозам, Латвия к 2020 году должна достичь ВВП в 65% от среднего уровня в ЕС.

"Согласно данным Eurostat, ВВП на одного жителя Латвии по паритету покупательской способности в 2015 году составлял 64% от среднего уровня в Евросоюзе. Поэтому можно заключить, что развитие Латвии — довольно успешное и в целом отвечает главным целям НПР2020", - считает Осис. Правда, достигнуто это главным образом не благодаря качественным изменениям в экономике и социальной сфере, а из-за сокращения числа населения, а также количества сотрудников в большинстве сфер.

"И хотя на многих предприятиях, в том числе в обрабатывающей промышленности, зачастую с помощью еврофондов, используются современная техника, технологии и организация труда, на других предприятиях достичь конкурентоспособности пытаются за счет увеличения нагрузки на работников. И эти возможности уже в значительной степени исчерпаны. Кроме того, Латвия по ВВП на душу населения отстает от соседних стран – Литвы и Эстонии, которые уже достигли 75% от среднего уровня в ЕС", - говорит экономист.

"Таким образом, в перспективе, если не будет проведена масштабная реформа в системе образования, науки, в государственном управлении и других областях, темпы экономического развития Латвии, которые и сейчас невысоки, ожидает дальнейшее снижение", - прогнозирует Осис.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!