Foto: Reuters/Scanpix/LETA
В канун 100-летия Октябрьской революции портал Delfi попросил трех историков, исследующих начало ХХ века в странах Балтии, пролить свет на то, как события рокового 1917-го года в России отразились на судьбе Латвии. Стала ли революция катализатором самоопределения? Получила бы Латвия независимость, если бы империя устояла? Какое место большевистский переворот начала ХХ века занимает в умах жителей Латвии сегодня — это праздник, миф или пустое место?

Если вынести за скобки гуманистические мысли о том, что ни одна высшая гармония "не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка", то оценка исторических событий столетней давности очень зависит от того, с какой стороны на них смотреть. То, что с одной позиции кажется сплошным негативом, уничтожением культурной элиты и будущего страны, с другой — дает шанс на новую жизнь и радужные перспективы. Именно поэтому портал Delfi обратился за интерпретацией влияния революционных событий России на судьбу Латвии к ученым, которые смотрят на балтийский регион под разными углами — с Запада, Востока и изнутри.

В 1917 году нынешняя территория Латвии превратилась в котел, где варилось множество самых разных идей и интересов. Шла Первая мировая война, Рига была осаждена немецкими войсками, в России свергли царя и к власти пришло Временное правительство. Империя трещит по швам, апрельские тезисы Ленина находят плодородную почву в Латвии, где уже летом симпатии большей части электората — на стороне левых идей. В планы советской власти активно вмешиваются немцы, у которых свои виды на провинцию в моря.

Foto: Publicitātes attēls

Рабочие, солдаты и крестьяне пытаются закрепить позиции и создают в сентябре 1917 года на неоккупированных землях Республику Исколат (ее флаг - на фото сверху)… Чем был Исколат? Первым независимым государственным образованием Латвии или попыткой незаконного захвата власти? Боролась бы Латвия за свою полную независимость, если бы не рассыпалась Россия? Дали бы независимость "белые", если бы победили "красных"? Осталась бы Латвия "под русскими" или "под немцами"? В качестве автономии или просто части?

Вопросов — много, ответов — не меньше. Но, похоже, для современных жителей Латвии эта историю столетней давности меркнет перед величием другого надвигающегося юбилея.


Foto: F64
Каспарс Зеллис. Доктор исторических наук. Ведущий научный сотрудник Института философии и социологии ЛУ.

Как отразились революционные события в России на Латвии?

- Мне бы не хотелось называть революцией ноябрьский переворот — сами большевики именно так обозначали эти события в 1920-х годах. В революцию их превратили гораздо позже:

Я бы не сказал, что сразу после ноября 1917 года в Латвии произошли некие кардинальные изменения. Перемены начались уже с марта 1917 года, после Февральской революции и были вызваны большой общественной политической радикализацией, в которой активно участвовали латышские стрелки. Благодаря им народ Латвии стал активно симпатизировать социал-демократическим или даже большевистским настроениям.

На майских выборах в Земские советы и городское управление повсюду побеждали представители социал-демократов. Скажем, в Рижской думе им досталось 75 из 120 мест. Подобная ситуация была и в Видземских советах. Я бы не сказал, что латвийский пролетариат, крестьяне или стрелки очень хотели чего-то достичь в мировой революции, провозглашенной большевиками — в большей степени это была реакция на политические реалии того времени.

Скажем, стрелки говорили о прекращении мировой войны, крестьян интересовала возможность перехода земли в их распоряжение, ведь 60% земель того времени было в руках помещиков. Это и привело народ к радикальным левым идеям. Параллельно существовали и буржуазные партии (либералы, консерваторы), но в то время у них не было широкой поддержки в обществе.

Реальные привилегии — политическая автономия и огромные землевладения — принадлежали примерно 5% немцев, которые могли участвовать в работе Земских парламентов (лантагов). Остальные немцы были горожанами и интеллигенцией, для которых левые идеи не были актуальны. При этом подавляющее большинство латышей были либо крестьянами, либо выходцами из крестьянских семей (работавших на тех самых немецких помещиков). Не удивительно, что аграрный вопрос у них рассматривался через национальную призму.

В сентябре 1917 года немецкая армия перешла в контрнаступление и оккупировала большую часть Латвии, кроме северных земель. Под влиянием событий в Петрограде в 20-х числах сентября Советы рабочих, солдат и безземельных Латвии провозгласили на оставшихся землях советскую власть. Так родилось правительство Исколата (Исполнительный комитет совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии, — прим. Ред.), своеобразное автономное образование, которое продержалось до марта 1918 года.

Впоследствии советские идеологи хотели "превратить" Исколат (о чьей легитимности споры идут до сих пор) в так называемый зародыш латвийской государственности. Но если реально смотреть на ход событий, то независимость Латвийской республики была провозглашена 18 ноября 1918 года, а советское правительство Петериса Стучки возникло лишь в декабре-1918.

Именно для того, чтобы обосновать первичность советской власти идеологи СССР стойко держались мифа о Государстве Исколата в конце 1917 года и начале 1918 года в северной Видземе, как прямого отображения октябрьского переворота в Латвии. На мой взгляд, эту власть надо рассматривать, как некое административное образование, которое не ставило целью достижение независимости, а смотрело в сторону российской советской власти.

Исколат под руководством догматичного большевика Фрициса Розиньша продержался в Латвии до марта 1918 года, когда советское правительство заключило сепаратный Брест-Литовский мир с Германией. По нему Курземе и Видземе были отданы Германии, что ликвидировало правительство Исколата (оно перебралось в Москву). Для многих жителей Латвии это событие стало холодным душем: правительство, от которого ждали улучшения экономического и социального состояния, предало и отдало их немцам.

Параллельно падение Временного правительства в России в ноябре 1917 года активизировало гражданское общество Латвии. В начале декабря был создан Латышский временный национальный совет (ЛВНС), который начал движение в сторону полной независимости республики. Если после Февральской революции доминировали призывы "Свободная Латвия в свободной России!", то после того, как власти советской России бросили Латвию в распоряжение Германии, гражданское общество Латвии искало возможность прийти к полной независимости от Российской империи.

Если бы не революционное движение в России, стала бы и когда Латвия независимой?

Трудно сказать. Если открутить назад, к 1915 году, гражданское общество Латвии выступало в лучшем случае за культурную автономию, про политическую речи не шло. Да и после Февральской революции 1917 года гражданские круги и партия социал-демократов поддерживали скорее идею автономии — "Свободная Латвия в свободной России". У Временного правительства России вопросы независимости балтийских губерний на повестке дня явно не стояли. И маловероятно, что в перспективе эти губернии могли бы объединиться и такой вопрос поднять.

Октябрьский переворот разрушил и ослабил Российскую империю как таковую. Но лишь благодаря аннексионным планам кайзеровской Германии стало возможным, что страны Антанты сперва признали Латвию государством "де факто". 11 ноября 1918 года независимость признала Англия. "Де юре" все случилось лишь 26 января 1921 года, когда страны Антанты убедились, что Россия не восстановит предыдущие порядки. Ведь правительство Керенского они считали соратником, а потому в их планы не входила поддержка сил, которые собираются разрушить территориальное единство Российской империи.

Однозначно, октябрьский переворот консолидировал латвийские политические силы для решения вопроса независимости. Но жесткая политика большевиков оттолкнула от них социал-демократов и меньшевиков, что позволило сформироваться спектру политических партий Латвии. В ноябре 1918 года они и провозгласили независимость.

Как с сегодняшних позиций выглядят итоги Октябрьской революции в России для Латвии?

Откровенно говоря, никак не выглядят. У меня полное ощущение, что в Латвии мы вообще, забыли об этой революции — по объективным и субъективным причинам. Сегодня вся наша политическая память ориентирована на празднование столетия государственности. События 1917 года, которые фактически и были главной причиной событий 1918 года, забыты. В 1917 году отмечалось 100-летие Латгальского конгресса, но и оно праздновалось в полном отрыве от событий того времени в России и Европе.

Если в России революция запустила механизм по истреблению культурной элиты, то на территории Латвии под управлением Исколата не было такого уж откровенного террора и уничтожения интеллигенции. Были лишь отдельные случаи, связанные с классовыми соображениями и милитаризованным управлением — территорию Латвии тогда контролировала держащая фронт 12-я российская армия. Ее развал во второй половине 1917 года породил хаос в тылу.

Притом что латыши и жители Латвии разных социальных слоев не доверяли новому правительству Улманиса и ждали, что вернутся Стучка со стрелками, и раздаст землю. Но очень скоро народ разочаровался в большевиках.

Если сегодня с чем и ассоциируются события Октябрьской революции, то с неприятной и непроговоренной темой роли самих латышей в становлении режима большевиков. Большевизация части латышских стрелков — это достаточно серьезная проблема. Хоть и ни в коем разе не проблема латвийского государства. Его тогда еще не было.

В целом вся эта история с революцией для Латвии была важна только в 60-х годах, когда создавался миф про красных латышских стрелков, которые охраняли Ленина. Для них в 1969-1971 годах строились памятник и музей. Когда же советский режим рухнул, красных латышских стрелков предпочли забыть.


Foto: Publicitātes foto
Евгения Назарова. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН. Член Латвийско-Российской комиссии историков.

Как отразились революционные события в России на Латвии?

Разумеется, революционные события в России стали катализатором событий в Латвии. При этом надо иметь в виду, что шла война, значительная часть Латвии (а с сентября 1917 года — почти вся, за исключением небольшого района на севере) была оккупирована германской армией. До трети латышей оказались в различных губерниях России в качестве эвакуированных с предприятиями, учреждениями и т.п. или в качестве беженцев.

Среди наиболее важных событий для латышей в 1917 году я бы назвала:

1) свержение самодержавия в феврале 1917 года,

2) провозглашение Декларации об образовании единой автономной демократической Латвии в границах трех исторических областей Видземе, Курземе и Латгале 17 ноября 1917 года,

3) разгон общероссийского Учредительного собрания 6 января 1918 года, как последний акт в Октябрьском перевороте, после чего исчезла последняя надежда на образование автономной Латвии в составе демократической федеративной России и произошел окончательный поворот латышских национально-демократических сил к созданию своего независимого государства.

Если бы не случилось революционное движение в России, стала бы и когда Латвия независимой?

О независимости ответ уже дан. Если бы не было Октябрьской революции (переворота), Латвия не стала бы строить именно независимое государство. Хотя, с точки зрения экономических связей, многолетнего включения Латвии в общероссийский рынок, в общероссийское культурно-экономическое пространство для латышей лучшим вариантом было бы создание широкой политической (административно-территориальной) автономии в составе демократической федеративной России.

Как с сегодняшних позиций выглядят итоги Октябрьской революции в России для Латвии?

Думаю, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Долгое время в Советском Союзе исторические события того времени подавались односторонне, что не позволяло представить общую картину событий.

Теперь от восхваления "красных" перешли на сторону "белых". Хотя истина, как всегда, где-то посередине. Можно сказать, что для становления латвийской государственности, всестороннего развития латышской нации существование Латвийской республики было положительным явлением.

Современная мифология вокруг этого события напрямую связана с исторической памятью, на которую сильно влияет политика властей данного государства в каждую конкретную эпоху. Чем больше будет объективных исторических исследований, чем лучше и полнее будут изучены исторические источники, тем меньше будет почвы для домысливания и всяких мифологических построений.

Сегодня есть люди, которые воспринимают 100-летие событий 1917 года и последующих за ними как праздник, другие — как трагедию. Думаю, такое разнообразие есть не только в России, но и в Латвии. И это нормально. В любом случае, это памятные даты, которые нельзя выбросить не только из истории наших стран, но мировой истории в целом.


Foto: LETA
Андриевс Эзергайлис. Доктор исторических наук. Живет и работает в США, куда в 40-х иммигрировала его семья. Зарубежный действительный член АН Латвии. профессор исторического колледжа Итаки, член American Historical Association и American Historical Association for the Advancement of Slavic Studies. В 2007 году награжден Орденом Трех звезд, в 2012 — Большой медалью АН Латвии.

Как отразились революционные события в России на Латвии?

- Влияние "революции" на Латвию было парадоксальным. С одной стороны, она дала возможность создать свободную и независимую Латвию. С другой стороны, породила уязвимость, которая облегчила империалистическим соседям возможность думать о завоевании Латвии.

Если бы не случилось революционное движение в России, стала бы и когда Латвия независимой?

Первый и главный факт, который нам надо знать про революцию — это то, что Марксистская социальная революция 1917 года СВЕРШИЛАСЬ в Латвии, но она НЕ СВЕРШИЛАСЬ в России. Латвия отправила резервы своей революционной власти в Россию в рамках своих возможностей, но латышей было слишком мало, чтобы стабилизировать революцию в России. Российские крестьяне марксистской революции не понимали, а демобилизованные матросы спешили в свои cела, оставляя за собой анархистское цунами.

Как с сегодняшних позиций выглядят итоги Октябрьской революции в России для Латвии?

Для России революция 1917 года так и осталась незавершенной. Имперская административная структура разрушилась, но ее идеологическая база как полуживой призрак продолжала витать в умах и терроризировать мир, особенно своих соседей. Лишь тогда, когда Россия признает рационализм необходимой приправой к своей жизни, найдется решение для заявленной "Русской идеи". В революции 1917 года был момент, который, казалось, обещал приход долгожданного спасения, но…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!