Foto: Saeima
На портале общественных инициатив Manabalss.lv начат сбор подписей за то, чтобы перенаправить средства, предназначенные для торжеств в честь столетия Латвии, на лечение раковых больных. Как известно, на торжества выделено 22,3 млн евро, однако без всякого сбора подписей на онкологический "зеленый коридор" решением правительства и так выделялось 12,2 млн, и не на несколько лет, а на год. Куда же они делись?

Из 12,2 млн евро 4,1 млн евро предназначались на компенсацию медикаментов, в том числе "целевой терапии" — лекарств, точечно воздействующих на раковые клетки и включенных в большинстве стран в список компенсируемых. По применению инновационных лекарств Латвия отстала от Эстонии и Литвы на 10 лет, утверждает общество поддержки пациентов с раком груди VITA. Была надежда, что наконец-то проблема начнет решаться. Да и правительство утверждало, что намерено уменьшить количество преждевременных смертей.

Однако уже к осени нынешнего года Минздрав сообщил, что "целевое финансирование" ушло мимо цели: все дополнительные средства потрачены на лечение "дополнительно выявленных пациентов", для чего закупаются лекарства с массой побочных эффектов, разработанные 50 лет назад.

При этом из 5,66 млн, выделенных на улучшение диагностики, по меньшей мере 3 миллиона… не будут израсходованы в этом году!

"Минздрав провозгласил "зеленый коридор" для онкологических больных, однако на деле этим коридором он отправляет людей или в тупик, где они не получают адекватного лечения, или на медленную смерть при лечении устаревшими препаратами", - говорит руководитель Vita Ирина Янума.

Получается замкнутый круг: деньги выделяются, но расходуются бессистемно и вопреки объявленным целям. Более того: у "зеленого коридора" не оговорены задачи и предполагаемые результаты на этапах диагностики, лечения и наблюдения, не назначены такие важные индикаторы, как рост продолжительности жизни пациента, получившего лечение. Не описана и не применяется оценка технологий, используемых в диагностике и лечении, хотя одно только применение этого критерия позволяет сэкономить миллионы евро в год, свидетельствуют расчеты Латвийского института экономики здравоохранения (LVEA).

Институт указывает, что по Онкологическому плану на 2017 год 1,49 млн евро предназначались на алгоритмы первичной диагностики, 2,33 млн — на алгоритмы вторичной. Вроде бы, они должны были обеспечить стандартизацию процедур и единое качество услуг, однако так и не ясно, как они внедрены и внедрены ли вообще. А это затрудняет и контроль за использованием выделяемых на онкологическое лечение денег.

Мы все время жалуемся на дефицит средств, а по количеству проводимых дорогостоящих компьютерных томографий Латвия занимает второе место в Европе, тогда как использование эффективной для ранней диагностики опухолей позитронно-эмиссионной томографии у нас даже не начиналось.

В Риге есть прекрасно оснащенный Онкологический центр "Гайльэзерс", однако из 15 операционных там используется три, так как не хватает операционных сестер — среднему персоналу выгоднее брать дежурства в стационаре, чем ассистировать хирургам.

Все эти факты говорят о том, что в Латвии при росте затрат на медицину никто не озаботился внедрением экономической и клинической оценки, которая бы помогла включать в оплачиваемые государством услуги наиболее эффективные и не тратиться на необоснованные обследования. Чем быстрее и точнее будет поставлен диагноз, тем более рационально и с пользой можно оказать помощь больному. И сэкономить деньги на закупку современных лекарств, которые выведут человека зеленым коридором в жизнь, а не в смерть.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!