Foto: LETA

Татьяна Жданок стала депутатом Европарламента в 2004-м году, переизбралась в 2014-м, а в самом начале 2018-го заявила о том, что планирует сложить мандат и вернуться в активную латвийскую политику для участия в выборах в Сейм. Портал DELFI поговорил с лидером Русского союза Латвии о том, что стало причиной этого решения.

Почему вы приняли решение вернуться в Ригу? Это ваша личная инициатива или просьба партии?

Я могла бы участвовать в выборах, и оставаясь в должности евродепутата — закон это позволяет. Но я приняла решение все-таки сложить мандат.

Почему?

Это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами — тем, что правительство согласилось с безумным планом Шадурскиса и национального объединения ликвидировать русское образование. Вторая причина — то, что народ оказался способен на сопротивление. У нас были сомнения, ведь мы знаем, что людей отговаривали. Но нам все равно удалось собрать многолюдные акции протеста, и это внушает надежду.

Когда Мирослав Митрофанов заступит на должность евродепутата?

5 марта.

Что сегодня представляет из себя Русский союз Латвии? Как вы можете сформулировать вашу идеологию, ценности?

В основе нашей идеологической платформы лежат идеи равноправия, социальной справедливости, уважения прав национальных меньшинств. Евросоюз мы видим как Европу регионов, а концепция национальных государств должна остаться в прошлых веках. Заметим, что даже сто лет назад Латвийская республика строилась на других принципах. Сейчас мы готовим для вынесения на референдум закон об автономии школ национальных меньшинств, основанный на законе Первой Латвийской республики 1919 года. Вспомним также, что Закон о подданстве 1919 года предполагал пятилетний ценз оседлости и не выдвигал никаких языковых требований к претендентам на гражданство.

В латышских экспертно-политических кругах к вашей партии нередко цепляют бирки "радикальная" и "прокремлевская". Вас это задевает?

Это показывает уровень экспертных кругов. Если уважение прав национальных меньшинств — это радикальная позиция, то я могу только пожалеть эти экспертные круги.

Сколько человек сегодня входят в состав Русского союза Латвии?

Около 400 человек.

Для участия в выборах вам нужно не менее 500 членов. Как планируете пополнять ряды?

Я надеюсь, что сейчас в наши ряды вольется больше людей. У нас много неформальных сторонников, и поскольку к 1 марта мы должны предъявить, что в наших рядах есть 500 человек, мы будем предлагать им официально оформлять членство.

Вы допускаете возможность сотрудничества с другими партиями и организациями? С кем?

Да, обязательно. Мы хотим создать именно объединенный список тех, кто готов сопротивляться ассимиляции. В первую очередь это будут общественные организации. Мы как раз сейчас начинаем активные переговоры.

Кто ваши лидеры?

Наши лидеры, думаю, гораздо лучше известны людям, чем лидеры "Согласия". И это не только такие зубры политики, как Владимир Бузаев, Яков Плинер, Наталья Елкина, но и представители другого поколения: Андрей Толмачев, Владислав Рафальский, Людмила Ушакова, Александр Филей, Алексей Васильев, Александр Ливчак, Людмила Родионова, Александр Кузьмин, Андрей Солопенко, Александр Клапин. Но мы, конечно, рассчитываем, что в наших рядах появятся и новые лица.

Создается впечатление, что что на уровне Европарламента у вас сложилось неплохое сотрудничество с Андреем Мамыкиным. Вы обсуждали с ним возможность его участия в парламентских выборах от РСЛ?

Мы будем это обсуждать. В первую очередь, это, конечно, будет решение Андрея Мамыкина. Но мы были бы искренне рады видеть в списках кандидатов его самого и людей его команды.

Какую команду вы имеете в виду?

В первую очередь Юрия Соколовского.

Почему люди должны голосовать за вас, а не за "Согласие"?

В 2006 году симпатии избирателей резко переменились. Это было вызвано во многом массированной нечестной пропагандой: лидеры "Согласия", очень резко критиковавшие нас за нашу активную позицию против школьной реформы, вдруг стали рекламировать себя на ПБК под слоганом "Мы за русские школы, мы за русский язык!", причем на фоне наших протестных акций. Мне кажется, что у избирателя было время разобраться и понять, что "Согласие" не будет бороться за русские школы — сейчас они это даже не скрывают.

Когда будет известно решение Конституционного суда о том, можете ли вы участвовать в выборах?

Я сама хотела бы это знать. Мое заявление было принято к рассмотрению в начале октября, что уже является большой победой, в первую очередь, юристов, которые мне помогают, — Александра Кузьмина и Алексея Димитрова. Следующий этап рассмотрения дела назначен на март. (Прим. DELFI: Действующая редакция Закона о выборах запрещает баллотироваться в Сейм людям, которые после 13 января 1991 года состояли в Коммунистической партии СССР и Латвийской ССР, Интерфронте, Объединенном совете трудовых коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Вселатвийском комитете общественного спасения и их региональных комитетах. Татьяна Жданок пытается оспорить эту норму).

Вы допускаете возможность вернуться в Европарламент в 2019 году?

Я не закрываю никакие двери и никогда не говорю "никогда". Но ситуация настолько быстро меняется, в том числе в самом Европейском союзе, что сейчас бессмысленно обсуждать, что будет через год.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!