Foto: LETA
Май в Латвии наполнен многими значимыми событиями. 1-е, 4-е и 9-е числа вызывают в обществе крайне противоречивые эмоции. В этом году сюда можно добавить еще одну дату — днем 2 мая Еврокомиссия опубликует предложения по следующему долгосрочному бюджету ЕС на семь лет (2021-2027).

Под знаком "брекзита"

Поскольку учреждения, страны-участницы, города, регионы, предприятия и негосударственные организации ЕС лоббируют свои интересы, это всего лишь начало длительного переговорного процесса и попыток поделить "шкуру неубитого медведя". Политики надеются завершить переговоры до выборов Европарламента в мае следующего года. В свою очередь опытные наблюдатели утверждают, что процесс может затянуться до конца 2020 года.

На этот раз дебаты по бюджету помимо привычного "позиционирования" (главы государств обычно стремятся продемонстрировать местной аудитории, что они "выиграли" переговоры) осложняет "брекзит". Выход Великобритании из ЕС означает нехватку в бюджете в размере 15 млрд.евро. Страны, входящие в число нетто-плательщиков, например, Нидерланды, а также Швеция и Финляндия, партнеры Латвии по шестерке Северных и Балтийских стран, не хотят увеличивать свои взносы. При этом крупнейший плательщик — Германия — заявляет о готовности вложить больше. Нелиберальные правительства Польши и Венгрии, все чаще конфликтующие с Брюсселем, вынуждают европейские структуры обдумывать введение политических критериев "соответствия" для получателей бюджетных средств. Это позволило бы сокращать выделяемые средства для тех стран, поведение которых воспринимается как несоответствующее политическим нормам Европы. Страны Восточной Европы могут выступить против этого предложения.

Возможно, Еврокомиссия предложит увеличить бюджет примерно на 1,2% от национального общего дохода ЕС. На то есть две причины. Во-первых, бюджет ЕС на 2014-2020 годы впервые в истории был сокращен. Если бюджет будет сокращаться и в 2021-2027 году, "европейскому проекту" может угрожать политический спад. Во-вторых, в последние годы в политическую повестку Европы включались все новые политические приоритеты, например, безопасность границ и общая оборона. Одновременно необходимо увеличить вложения в исследования и инновации, так как ЕС в этом плане все еще отстает от США. Некоторые призывали Еврокомиссию выделить больше средств на "первое место для человека и планеты", т.е. на борьбу с изменениями климата. Неудивительно, что группа приморских регионов (Конференция приморских регионов Европы) призвала выделить больше средств на рыболовство. Крестьянские группы по-прежнему хорошо финансируются и пользуются влиянием.

И все же, несмотря на множество предложений, как тратить деньги, значительно меньший энтузиазм наблюдается в том, как их привлекать. Большинство нетто-плательщиков не желает платить больше. И президент Франции Эмманюэль Макрон, и Европарламент выступают за создание новых источников дохода бюджета ЕС. Они предлагают ряд новых налогов, которые касаются пересмотра НДС, доходной части подоходного налога с предприятий, финансовых сделок, цифрового или природного налога. Соответствующие сборы поступали бы напрямую в бюджет ЕС. Однако большинство стран не желают терять свои рычаги давления в Евросоюзе, а ведь именно этим грозит появление новых независимых источников дохода в евробюджете.

Чего хочет Латвия?

Ответ очевиден — больше денег! За каждый евро, который Латвия вносит в бюджет ЕС на 2014-2020 годы, она получает четыре евро. Редкие инвестиции обеспечивают подобную рентабельность. А раз Латвия по-прежнему останется нетто-получателем бюджета ЕС, она заинтересована в его увеличении.

У Латвии есть два четких приоритета: обеспечить, чтобы средства ЕС по-прежнему получали крестьяне (даже есть надежда, что их объем может возрасти, ведь латвийские крестьяне все еще получают заметно меньше, чем их коллеги в Западной Европе), и добиться щедрого финансирования региональной политики и кохезии.

Что получит Латвия?

Скорее всего, Латвия более-менее получит желаемое. В конце концов, бюджет ЕС составляет всего 1% европейского ВВП (для сравнения — федеральный бюджет США достигает 20% ВВП). Несмотря на политическое позиционирование перед местной публикой, взносы самых богатых стран по-прежнему невелики, если сравнить их с преимуществами от нахождения в составе единого рынка. Возможно, нетто-плательщики согласятся платить немного больше. При этом может быть введен изначально небольшой налог для создания собственно доходов.

Могут произойти и некоторые сокращения. Комиссар по бюджету Гюнтер Эттингер отметил, что расходы на кохезию в 2021-2027 году могут уменьшится на "менее, чем 10%, возможно, на 5%". При этом за счет интересов французских и германских крестьян можно рассчитывать, что сельскохозяйственные расходы уменьшатся немного. Если вообще уменьшатся. Латвия может выиграть в результате нескольких новых инициатив — средства ЕС на укрепление внешних границ могут быть выделены не только для юга, но и для латвийско-российской границы.

Так или иначе, радикальные изменения в бюджете маловероятны. Переговоры всегда начинаются с выдвижения больших амбиций, а заканчиваются с минимальными переменами. Так почему же на этот раз должно быть иначе?

Перевод DELFI. Оригинал.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!