Foto: Satiksmes ministrija

Байба Рубеса, исполнительный директор и председатель правления созданного странами Балтии совместного предприятия RB Rail, отвечающего за реализацию проекта скоростной ж/д магистрали Rail Baltica, подала в отставку за несколько недель до истечения срока ее контракта. Из-за конфликта с литовскими и эстонскими партнерами ее полномочия все равно не продлили бы, однако своим уходом она привлекла дополнительное внимание к проблемам, которые могут похоронить Rail Baltica еще до начала строительства. Портал Delfi кратко рассказывает о том, что происходит.

1. Что такое Rail Baltica?

Это железнодорожная магистраль Берлин — Познань — Варшава — Каунас — Рига — Таллин. Проект Rail Baltica стартовал 14 лет назад, хотя его обсуждение на уровне идеи началось еще в начале 1990-х годов. Главная особенность: колея магистрали должна быть европейской (1435 мм), а не нынешней, еще российско-советско-российской (1520 мм). Из-за того, что страны Балтии входят в ЕС, а железная дорога — нет, на границе между Литвой и Польшей теряются время и деньги, ведь замена колесных пар у пассажирских поездов занимает около 40 минут, а у товарных составов — до двух часов. Кроме того, сегодня прямого пассажирского железнодорожного сообщения между балтийскими столицами просто нет. Предполагается, что к 2025 году благодаря Rail Baltica поезда из Таллина будут долетать до границы с Польшей за четыре часа. Подробнее о сути проекта мы писали три года назад.

2. Когда по Rail Baltica пойдет первый поезд?

Начало реализации проекта было запланировано на 2018 год; в 2020 году планировали начать строительство; в 2025-м — открыть линию Таллин — Рига — Каунас; в 2030-м — добраться до Варшавы. Однако проектирование до сих пор не началось, поэтому все сроки сдвигаются минимум на один год. Более детальный план — для каждой страны отдельно — можно найти на официальном сайте проекта, а прямо сейчас он все еще выглядит вот так:

3. Как, конкретно, Rail Baltica пройдет через страны Балтии?

Вот так:

4. Как Rail Baltica изменит Ригу?

Формально Rail Baltica проходит мимо Риги. Но столицу Латвии все же ждут большие перемены: появится железнодорожное сообщение с аэропортом и будет перестроен железнодорожный вокзал. Но перестройка вокзала имеет к Rail Baltica опосредованное отношение — управляющая мега-проектом компания RB Rail выступает в проекте лишь в роли наблюдателя и консультанта. Как новый вокзал изменит облик города конкретно, говорить пока рано, ибо ответственная за проект компания Eiropas Dzelzceļa līnijas даже не объявила конкурс на право проектирования и строительство вокзала. Ожидается, что конкурс будет объявлен до конца года. А маршруты в Риге и вокруг нее будут следующими:

5. В чем суть конфликта вокруг Rail Baltica?

Подробно мы писали об этом еще зимой. Если вкратце, то страны Балтии никак не могут договориться о роли и полномочиях компании RB Rail, главой которой была Байба Рубеса. Ее на разных уровнях пытаются контролировать представители литовской и латвийской железной дороги — а ведь технически и юридически они будут конкурировать с Rail Baltica. Сама Рубеса считает, что сейчас вопрос лежит исключительно в политической плоскости, он зашел в тупик и выйти оттуда может только в том случае, если начнутся переговоры на уровне премьер-министров.

Если называть вещи своими именами: литовские и латвийские железные дороги, а также аффилированные с ними компании борются за контроль над компанией RB Rail. То есть над закупками, которые надо будет объявить для проектирования и строительства Rail Baltica. Речь идет о сотнях миллионов евро.

Рубеса всегда отстаивала позицию "отцов" проекта (с помощью которой его и "продали" Еврокомиссии, выбив невиданное для таких мега-проектов со-финансирование в размере 85%). Суть позиции: во главе должно быть качество работ, закупки должны быть централизованными, а гарантированно оставить в странах Балтии надо только те деньги, которые сами страны Балтии на проект и выделят.

6. Что будет с Rail Baltica дальше?

Несмотря на то, что ситуация вокруг RB Rail и Rail Baltica сложная и запутанная, выхода из нее три. Все они достаточно очевидны.

Первый: премьеры стран Балтии проявляют политическую волю, договариваются, и RB Rail остается главным контролирующим органом, координирующим все работы. Проект продолжается с небольшим отставанием от графика.

Второй: лобби литовских или латвийских железных дорог побеждает, главой RB Rail становится чей-то ставленник, проект продолжается, но его финансирование распределяется по принципу "свой-чужой".

Третий: никто ни о чем не договаривается, все сроки проходят, проект теряет софинансирование Европейского союза и через несколько лет сам собой затухает.

Если страны Балтии договорятся, в теории еще можно почти успеть уложиться в согласованные с Еврокомиссией сроки, пусть и с 6-12-месячным опозданием. Но договариваться теперь уже надо быстро.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!