Foto: LETA

"Если сегодня какой-то стране тяжело… даже России… мы должны и сами проанализировать, почему ей так тяжело, и как это дело поправить… Никто не выигрывает от того, что кому-то очень плохо. Если радоваться, что у кого-то огромные санкции… через день можешь сам оказаться под санкциями в том или ином виде". Такую непопулярную точку зрения на отношения с Россией высказал экс-президент Латвии Гунтис Улманис, который пришел на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей программы "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста Delfi Кристины Худенко.

Первый президент Латвии после восстановления независимости (1993-1999) Гунтис Улманис не скрывал, что если бы он был "кое-где в должности, то сделал бы все, чтобы 100-летие Латвии встретили со стабильной и уверенной позицией как по части правительства, так и по части парламента". Какими он видит возможные расклады коалиции читайте здесь. А вот в возможности больших и резких перемен он сильно сомневается, несмотря на то, что народ явно высказался за них, переизбрав более 60% парламента. Впрочем, Улманис не исключает, что возможна и еще одна рокировка.

Про шансы страны на перемены с новым правительством. Не думаю, что будут резкие изменения. Как пенсионеру, мне кажется, что главное — вопросы образования и здравоохранения. А вот о вопросах безопасности и оружия я призываю политиков говорить в более приземленном ключе — это не те вопросы, о которых надо каждый день кричать. Да, надо четко заявить, что ЕС и НАТО — наш приоритет. Но в повседневной жизни людей куда больше волнует, повысится пенсия или зарплата на пять или десять евро, как будут чувствовать себя близкие, где будут учиться дети. В программах партий на эти темы есть много красивых слов, если удастся что-то выполнить — это будет эффективное правительство.

Про группировки спонсоров партий. Вы прекрасно знаете, что все 25 лет, как мы стали вместе жить и строить политику, эти группировки существовали и как мне кажется, продолжают существовать. Когда Борданс демонстративно отправил Крестьянский союз (подальше), я воспринял как сигнал, что Консервативная партия намерена решать эти вопросы, что совпадает с их громкими предвыборными заявлениями. Партия Кайминьша тоже хочет проявить себя в этом… Посмотрим.

Партиям, получившим больше 2% на выборах, будут доступны бюджетные средства — эти деньги должны играть все большую роль, чтобы снизить влияние спонсоров. Спонсоры ведь вкладываются, чтобы что-то с того получить: хорошо, если они хотят лучшего развития для Латвии, но, не исключено, что про себя они думают "а мне что с того?" Надеюсь, что 60% новых депутатов проявят на эту тему инициативу. Первым ее поднял мой коллега Затлерс — дело провалилось. Теперь вторая попытка с новыми политическими силами и тем же лозунгом.

Про реформу медицины, которую новые политики хотят отменить. Тут я не такой уж специалист. Мнения же медиков разделилось: часть считает, что реформа ошибочна, а часть — что это хорошо. Надеюсь, новый парламент все правильно оценит. Но здравоохранение у нас — один из самых больных вопросов во всех смыслах.

Про реформы предложение новых партий уменьшить число министерств. У бюрократического аппарата — огромная инерция. Никакие мгновенные изменения в правительстве неспособны резко поменять курс. Хороший тому пример — Министерство образования. 20 лет пытаемся менять систему, но все движется очень медленно. Бюрократический аппарат в этом министерстве — самый крупный и стагнирующий. Слава богу, последние годы лед немного тронулся…

Я не верю в революционные перемены численности нового правительства. Боюсь обратного: если четыре партии будут в коалиции, то на всех кресел может не хватить. Придется, как в недавнем прошлом, придумывать искусственно новых министров — по вопросам таким, по вопросам сяким.

Про перевод образования на госязык. Это связано со сложным вопросом интеграции. Она должна быть. Инициатива в первую очередь должна исходить из латышского общества — от тех, кто считает себя латвийскими политиками и хотят большого будущего для страны… Вопрос образования тут один из главных. В мире обычная практика: государство финансирует образование на госязыке, а остальные языки идут… другим порядком. Это сложные механизмы, они могут вызывать недовольство, но нельзя от них уходить…

Думаю, пройдет время и дети привыкнут (к общим школам). Как привыкли учиться и сдавать экзамены на двух языках в билингвальных школах, хоть поначалу это вызывало сопротивление. Сейчас, я говорил с учителями, ребята сдают все на латышском и воспринимают это как необходимость: это моя страна, мой язык, я тут живу и буду жить вечно.

Про активную критику в адрес Вейониса в соцсетях. Друзья, вы очень любите критиковать высокопоставленных персон… На мой взгляд, нынешний президент достойно решает все вопросы. Да, всегда хочется большего, мы как будто подстрекаем президента быть все лучше и лучше, но, на мой взгляд, он очень достойный.

Про роль президента в Латвии. В нашей ситуации главное, чтобы президент вел себя очень активно. Нельзя ни дня без действий. Уверен, что и с нынешними правами президент может тем или иным образом влиять на все решения в стране. Пример Затлерса показал, что он смог один поднять народ. Другой вопрос, что не туда пошли…

Про открытые выборы президента (Улманиса выбирали по закрытой системе — прим. ред.). Может, кто-то на меня обидится, но это был чистой воды популизм. Каждый человек, в том числе депутат, имеет право на личное мнение. Требовать от него, что-то делать только так и не по-другому, это нечестно. Так что я не сторонник таких изменений.

Про возможность расширения полномочий президента. Не вижу в этом необходимости. На своем опыте убедился, что все, что я считал нужным и важным решить, удалось сделать в рамках нынешних полномочий. Другой вопрос, когда объективно это возможно. Пусть парламент, правительство и президент думают, как лучше работать, а не как лучше перераспределять свои обязанности.

Про возможность всенародных выборов президента. Маслом каши не испортишь. Это возможно. Но тогда надо четко определить, чем занимается президент и как он будет отчитываться перед народом, который его избрал.

Про отношения с Россией. Мы не должны потерять чувство меры в создании отношений между разными странами. Нельзя быстро поддаваться любому фактору. Если сегодня какой-то стране тяжело… даже России… мы должны и сами проанализировать, почему ей так тяжело, и как это дело поправить. Ведь в конце-концов, все в мире заинтересованы, чтобы всем стало лучше и спокойнее. Никто не выигрывает от того, что кому-то очень плохо. Если радоваться, что у кого-то огромные санкции… через день можешь сам оказаться под санкциями в том или ином виде. Мы должны быть очень разумными в решении таких крупных вопросов и иметь свою объективную позицию.

Про возвращение жителей в Латвию. Лозунги из серии "Возвращайтесь!", "Когда вы вернетесь?" тут не работают. Надо в первую очередь решать конкретные вопросы: пенсия, образование, здравоохранение… Главное — социальные вопросы. Когда жизнь в Латвии станет более привлекательной, тогда и процессы перемещения населения будут сами собой регулироваться.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!